top of page

Неаполь - это самый настоящий остров сокровищ. В дебрях средневековых улочек, в зарослях колон, в подземельях монастырей спрятаны подлинные произведения искусства. Посещение только одной небольшой Капеллы Сан Северо убеждает нас в том, что неаполитанские скульпторы ничуть не уступали в степени мастерства и таланта  своим римским и флорентийским коллегам. Даже самый искушенный ценитель прекрасного будет поражен гениальностью доселе неизвестных ему мастеров.

В  своем первоначальном виде Капелла была построена в 1590 году, как частная  капелла  и усыпальница знатной семьи, носившей титул князей Сан-Северо. Свой окончательный вид капелла приобрела в 1749 — 1767 годах в результате реконструкции, предпринятой Раймондо де Сангро , седьмым князем Сан-Северо.

Князь Раймондо был одной из самых знаменитых и загадочных личностей своего времени - интеллектуал-энциклопедист, изобретатель, ученый, философ, алхимик, масон, еретик. Он оставил потомкам множество полезных изобретений (одно из них - цветное книгопечатание). Но главное детище всей его жизни – это архитектурный шедевр, в который он превратил семейную усыпальницу - капелла Сан Северо. Князь Раймондо, будучи одновременно и заказчиком и автором архитектурного проекта, продумал каждую деталь. Ни один из художников, одновременно работавших над его заказами, не знал общего замысла. В результате капелла Сан-Северо приобрела вид законченного, продуманного в целом и мелочах, единого произведения искусства, отразившего широкие познания и масонские убеждения своего создателя.

Зайдя в Капеллу, вы чувствуете,  будто находитесь внутри драгоценной шкатулки — ваш взгляд скользит по кругу, так как принц постарался соединить всю композицию потолка со стенами, стены с полом. Это всё как единая и взаимосвязанная картина.

Как и положено семейной усыпальнице, Капелла содержит многочисленные  мраморные надгробия, представляющие собой аллегории различных 
добродетелей.  Немного освоившись в этом насыщенном пространстве взгляд начинает останавливаться на отдельных шедеврах. 

«Христос под плащаницей»

Самое известное из произведений, хранящихся в капелле - скульптура   «Христос под плащаницей» (1753 год). 
Князь Раймондо поручил работу молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.

Наш взгляд приковывает  тончайшее, как бы воздушное мраморное полотно. Плащаница полностью покрывает, но не скрывает тело, только что снятое с креста. Через складки наброшенного полотна  мы видим пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу. Снятому с креста телу ещё не придали привычную для усопшего позу — ноги согнуты в коленах так, как обычно их изображают во время Распятия, руки не сложены на груди, а безжизненно брошены вдоль туловища, голова слегка повёрнута вправо.

Рядом с Телом Христа лежат орудия его Страстей, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей  —  терновый венец, клещи, гвозди. Но одновременно с этим, Тело лежит на обычном матрасе, а под голову положены две подушки: не нужно быть знатоком евангелия, чтобы заметить в этом явную неправдоподобность. Однако все не случайно. Здесь скрыто напоминание об общей участи всех людей — некогда умереть и так же лежать на смертном одре.

Скульптура «Христос под плащаницей» является признанным шедевром барочного искусства, вызывающим восторг у многочисленных посетителей.  Даже великий Антонио Канова сказал, что готов отдать десять лет жизни, чтобы стать автором этого произведения. 

Среди других самых известных произведения искусства в Капелле Сан  Северо - памятник матери князя Раймондо, представляющий аллегорию Целомудрия.

"Целомудрие"

Кто эта женщина, чье обнаженное тело просвечивается через прозрачную кисею из мрамора, приковывая наш деликатно смущенный взгляд? Согласитесь, что она не выглядит ни распущенной, ни доступной. Она эротична и скромна одновременно. Я бы назвала эту скульптуру  «Притворная скромность эротизма». Однако автор нам подготовил сюрприз, разрушая привычные ассоциации связанные с обнаженным телом. «Целомудрие» - так называется эта скульптура. Может быть еще более шокирующим является тот факт, что статуя «Целомудрие» выполненая Антонио Коррадини  представляет собой надгробный памятник Чечилии Гаэтани, матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов. Для князя Раймондо, который никогда не знал женщины, подарившей ему жизнь, мать  представлялась воплощением совершенства  и добродетели. 

Антонио Коррадини, неоднократно изображавший до этого людей, закутанных вуалью или тканью, достиг здесь вершины своего творчества. Ткань, как будто став влажной от масляных испарений светильника, элегантно и естественно облегает женское тело. Ткань настолько тонка, что подобна невесомой паутине, и должна поддерживаться на фигуре с помощью пояса из роз. 

"Избавление от чар"

Ещё более сложной аллегорией является памятник отцу князя Раймондо — Антонио де Сангро. Итальянское название этого монумента Disinganno  переводится на русский как «Избавление от чар». Антонио де Сангро после смерти своей юной жены вёл беспорядочную и даже разгульную жизнь, оставив своего сына Раймондо на воспитание деду. Поняв бессмысленность такого прожигания жизни, Антонио раскаялся и впоследствии принял сан священника.

Аллегорически это преображение представлено в виде человека, разрывающего сковывавшую его сеть — символ греха. 

Ангел, помогающий человеку, несет на своём челе огонь — символ веры и одновременно просвещённого человеческого разума. Ангел попирает глобус, представляющий здесь обманчивые человеческие страсти и похоти. Писание, открытое к зрителю, содержит библейские цитаты.  Столь неожиданный вариант памятника священнику, целый ряд масонских символов (глобус, пламя у чела), подбор библейских цитат  выдают масонские взгляды князя Раймондо.

«Избавление от чар» выполнено Франсческо Квироло и является самой известной из его работ. Памятник ценен тончайшей работой по мрамору и пемзе, из которой выполнена сеть. Квироло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь тонкую работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски. 

 

 

Под капеллой находится крипта, которая по планам Раймондо де Сангро должна была использоваться в качестве усыпальницы последующих поколений семьи. По неизвестным причинам этот проект не был реализован. 

 

В крипте, в двух стеклянных витринах, выставлены в вертикальном положении мумифицированные тела мужчины и женщины. Кровеносная система (сердце, артерии, вены) сохраняются неповреждёнными в течение более двух столетий. До настоящего времени нет удовлетворительного объяснения способа, которым была достигнута сохранность этих тел. Более того, анатомия во времена князя Раймондо не имела столь чёткого представления о строении кровеносной системы человека. Неаполитанские легенды гласят, что князь таким образом сохранил тела двух своих слуг. Перед смертью их якобы напоили таинственной жидкостью, под действием которой их артерии и вены окаменели.

 

Во время работы над реконструкцией капеллы, князь Сан Северо вступил в «братство свободных каменщиков».  Более того, пройдя все иерархические ступени масонства, он стал Великим Магистром всех лож Неаполя. В капелле можно найти многочисленные признаки масонских убеждений князя.  В 1751 года  масонство было упразднено неаполитанским королем, в связи с буллой Папы, отлучающей масонов от церкви. Однако год спустя, князь Раймондо все же был отлучен от церкви за опасные еретические мысли, высказанные им в одной из его книг.

 

Капелла Сан Северо, возможно лучше всего отражает сложный интеллектуальный и духовный мир князя Раймондо. Но это не единственное, что он оставил потомкам. Его интерес к науке нашел практическое воплощение в его изобретениях, таких как:

  • ружьё, работавшее как на порохе, так и на сжатом воздухе,

  • лёгкая пушка, по дальности выстрела превосходившая существовавшие артиллерийские орудия,

  • гидравлический насос, позволявший накачивать воду на любую требуемую высоту,

  • тонкая водонепроницаемая ткань,

  • экипаж-амфибия, перемещавшийся по суше и воде,

  •  «вечный свет» (предположительно на основе фосфоресценции),

  • метод цветной печати.

Капелла Сан Северо стала самым важным творением князя Раймондо де Сангро. Князь лично руководил строительством, приглашал художников и скульпторов, выбирал темы для художественных произведений.

Раймондо де Сангро, седьмой князь Сан-Северо   - один из самых образованных людей своего времени. Он воспитывался в коллегии иезуитов в Риме, где изучал  литературу,  философию, юриспруденцию,  пиротехнику, гидротехнику и химию. 
Помимо современных языков князь Раймондо знал санскрит, иврит и древнегреческий. Папа Климент XII по просьбе князя официально позволил ему читать запрещённые книги. Увлечение последними привело Раймондо в ряды масонов. 

bottom of page